Как увеличить средний чек. Прием: «Метафора»

Как для геолога карта, как для пилота штурвал – так и для продавца – использование приема МЕТАФОРА, – просто необходимы.

В крупной компании, ритейлере одежды, работает одна из лучших продавцов, Ирина. Она постоянно демонстрирует лучшие показатели по объемам продаж и по сумме среднего чека. Когда клиентки меряют обновку, Ирина искренне восхищается новым образом покупательницы: «все женихи будут ваши»; «назло подругам будете сиять красотой»; «вы стали яркой как солнце». Когда рассказывает об одежде, то добавляет: «просто королевский наряд»; «как лунный отблеск»; «как бурная речка»; «как слеза ребенка».

Клиентки все как одна улыбаются, потом начинают обсуждать детали одежды, а потом счастливые и довольные – уходят с новой покупкой из магазина.

Что же делает Ирина, чтобы добиться таких хороших результатов? Она использует простой прием – МЕТАФОРУ.

МЕТАФОРА – слово или словосочетание, вызывающее яркий образ. Любое слово вызывает определенные ассоциации, но не все слова связаны с яркими, эмоциональными образами. Чем ярче образ, тем в большее влияние он оказывает на собеседника. Кроме того, образы являются «языком» бессознательного. Время от времени каждый из нас бывает в ситуации, когда пытается «разгадать» свой сон, в котором заключено важное сообщение, но нет логических объяснений. Используя в своей работе образы, метафоры, мы «обращаемся» к бессознательной эмоциональной сфере нашего клиента. В этом случае наше «сообщение» быстрее достигает цели, так как ему не надо преодолевать защитных барьеров, выставляемых нашим сознанием.

Конечно, метафора должна подбираться с учетом особенностей клиента. Еще один пример о продаже одежды. Клиент, хмурый крепкий мужчина средних лет, меряет уже третью кожаную куртку, не останавливаясь ни на одной из них – эта стандартная ситуация нам хорошо известна, не правда ли? Женщина-продавец спокойным доброжелательным тоном расхваливает товар, не забыв несколько раз повторить, что «это Ваш цвет и размер». При этих словах лицо клиента остается по-прежнему хмурым и непроницаемым. Продавец отходит от клиента на полшага, раздумывая, что еще добавить. ««Вы знаете, Вы в этой куртке – как бандит»«, – одобряюще отмечает она. Клиент улыбается, оживляется, расправляет плечи, гордо смотрит на себя в зеркало и коротко говорит: «Беру».

Барышня – продавец могла обратиться к сознанию своего клиента и вместо слова «бандит» использовать фразу: «Вы в этой куртке выглядите более суровым, сильным и опасным». Но, несмотря на большее количество слов, ей все равно не удалось бы создать такого яркого образа.

Образы, метафоры «задействуют» эмоциональную сферу клиента. Используя образы, вызывающие «нужную» эмоцию, мы вместе с клиентом на шаг продвигаемся к принятию решения о покупке.

Помните, с каким наслаждением мы слушали сказки в детстве. Почему бы не использовать наиболее яркие сказочные образы в работе с покупателем? Продавая женскую обувь, мы можем говорить клиентке, что ее ножка в этой туфельке смотрится очень изящно, а можем сказать: «Ваша ножка как у Золушки». Предлагая свои услуги, мы можем сказать: «Заключая договор с нашей фирмой, Вы приобретаете волшебную палочку, которая всегда поможет решить Ваши проблемы» . Иногда удобно использовать сравнения с животными. «Это ткань такая мягкая, как кошечка», «Эта турбина работает как зверь» . Часто для нахождения нужного образа нам помогают явления природы: «В этом платье Вы похожи на яркий цветок», «На этой машине можно мчаться быстрее ветра», «Что бы ни случилось, эта программа будет работать так же, как и Земля будет вращаться вокруг Солнца». Для оптовых клиентов и предпринимателей просто необходимо использование фамилий самых богатых людей планеты, ставших нарицательными: «Неужели Вы не хотите стать таким же богатым, как Ротшильд?»

К развернутым метафорам относятся истории, которые формируют яркую картинку. Вот, например, история про диван-книжку, рассказанную оптовому покупателю мебели, недоверчиво относящемуся к качеству российского товара: «Вы знаете, я Вам расскажу историю про диван, который мы сейчас с вами рассматриваем. Ровно полгода назад наши грузчики в пылу азарта поспорили, что этот диван не выдержит нашего дядю Колю. Причем поспорили серьезно, на деньги. Позвали Колю. Он у нас весит ровно 120 килограммов, и попросили попрыгать на диване. Коля сначала отмахивался, стеснялся, а потом так разошелся, что прыгал несколько минут. Дивану хоть бы что. Один из грузчиков выиграл крупную сумму. Так что продукции этой фабрики можно доверять».

Поэтому – для увеличения суммы среднего чека – стоит подумать, а какие истории, байки и метафоры могли бы усилить наше предложение?

Может быть, про геолога с картой, или про пилота и его штурвал. Или просто – про оранжевый галстук! ?


Читайте книгу «Боевые слоны продаж: скрипты, еще раз скрипты!»

Книга Боевые слоны продаж

Подпишитесь на
рассылку и скачайте книгу

Холодный звонок - растопи сердце клиента!