Бизнес и люди

В одной из компаний линейные руководители с горечью рассказывали, что «самое главное в нашей компании – это людишки». Не подумайте, чтобы это была мелкая компания с никуда не годными результатами. Нет! Вполне себе уважаемая корпорация  с хорошими бизнес-показателями.

Какая разница, как себя чувствуют работники, самое главное – результат. Результат хороший – значит, и отношение правильное. А все сантименты с персоналом – небольшая приправа к основному блюду: если очень хочется, то можно добавить. Примерно так думают немалое количество российских руководителей. И их можно понять.

Бизнес в России делать непросто. Необходимо постоянно решать по 105 вопросов на день, и вопрос самочувствия людей или людишек часто уходит на второй, третий, а то и двадцать третий план. Более того, в некоторых компаниях функционирование управленческой системы сознательно или неосознанно направлено на формирование удобных людишек.

Какие плюсы получает организация, в которой работают покорные сотрудники с низкой самооценкой?

Во-первых, людишки не предъявляют высоких требований к условиям труда. Их заставляют делать большие объемы монотонной плохо организованной работы в скученном офисе (производстве, торговом зале) с застарелым оборудованием за небольшую зарплату. Это экономно.

Во-вторых, они почти ничего не хотят, а если и хотят – то совсем немного, только чтобы продолжить свою жалкую и неинтересную жизнь. Это опять же прямая экономия – не надо вкладывать в мифическое развитие.

В-третьих, людишки послушны и выполняют указания руководства. Что опять же важно – повышается уровень контроля и управляемости.

В-четвертых, и руководство среди этой серой массы тоже чувствует себя выше.

В-пятых, почти ничего не надо менять.

Сплошные плюсы.

Если организация придерживается такого подхода, то HR-специалистов берут ни для эффективности, ни для развития и даже ни для усиления лояльности персонала, а для оформления кадровых вопросов, приличия или просто ради того, чтобы были. Их основная задача – периодически петь песню про заботу о людях и танцевать танец под названием: мы инвестируем в человеческий фактор. Иногда им позволяется думать, что они – бизнес-партнеры. Все равно всем понятно, что с людишками – разговор короткий. Есть настроение – учим, командообразуем, даем бонусы, а нет настроения – все это выбрасываем как никому ненужные бантики, ленточки и выдумки бестолковых теоретиков.

Может быть, так и нужно? И все призывы, потуги и даже смелые инновационные решения в области HR- технологий – только вклад в копилку человечности, комфорта и приятных отношений?

Засада состоит в следующем:

  • Людишки не могут эффективно работать. Они могут выполнять привычные дисциплинарные требования, а при удобном случае тайно саботировать распоряжения руководства. В результате компания демонстрирует низкие показатели эффективности. Сегодня по-прежнему российские компании в три раза менее эффективны, чем западные конкуренты. Со вступлением России в ВТО – такое отставание становится смертельно опасным для бизнеса.
  • Людишки не хотят большего. Сложные задачи их пугают, усиливая уровень тревоги, заставляют сосредоточиться на вопросах личного выживания. Поэтому на призывы руководства о новых перспективах они вяло кивают и с озлоблением думают, что от них опять чего-то хотят. Внутренне они не согласны и не будут ничего предпринимать без дополнительного контроля.
  • Людишки не могут проявлять инициативу. Потому что страшно. Поэтому, когда компания попадает в сложную ситуацию, наивные руководители, которые ждут активной работы, всегда проигрывают. По этой же причине новые решения, новые технология, новые продукты и новые рынки, которые могли бы стать завтрашним днем, отодвигаются в далекое неопределенное будущее.
  • Людишки не могут вдохновлять своих клиентов. Во всех продажах существует эмоциональный компонент. Иногда он невысок, а иногда уверенная речь, счастливый вид и горящие глаза – это единственный аргумент для клиента. Серые забитые менеджеры способны только монотонно повторять заученную речь, которая никого не может обмануть. Результат — компания теряет большие обороты возможных продаж.
  • Людишки не могут вдохновлять и своих подчиненных. Они могут их оценивать, контролировать и наказывать. А еще отыгрывать на них горечь собственных унижений. В результате – резко снижается и возможный уровень мотивации.

Общий вывод: иметь людишек с точки зрения долгосрочной перспективы экономически невыгодно.

Это знают HR-специалисты. Однако часто они предпочитают только тихо выполнять распоряжения руководства, не вмешиваясь в изменение порочных бизнес-процессов.

Почему?

  • Бывает, что HR не очень знают, как перевести хорошие знания, высокую квалификацию и боевой настрой в обороты, прибыль, долю рынка, новые сегменты и новые продукты. Поэтому часто подбор, обучение и оценка идут одной дорогой, а все остальное, включая мотивацию, – другой. И ведь не очень и прикопаешься. Обучение есть? – Есть. Новомодная система оценки есть? – Есть. И даже командообразование продвинутое присутствует — с помощью театральных постановок. Только все равно — не очень-то это на результатах отражается.
  • Бывает, что HR вполне довольны той ролью, которая им отводится в таких компаниях. Не очень большие требования и невысокая ответственность. А уж уловить правильное настроение руководства – дело техники.
  • Иногда HR не очень уверены в том, что люди – это не расходный материал. Одних уволили – других наберем.
  • Более того, встречаются ситуации, когда HR втайне ото всех и от себя самих себя тоже считают никчемными людишками. Они не верят в cвои силы. Они боятся увольнений, боятся остаться без работы. Время сейчас, сами знаете, какое – сложное.

Однако есть в российском бизнесе и отличные HR-специалисты, руководители, директора, которые строят и развивают бизнес именно за счет внедрения успешных практик управления персоналом. Важно, что повторить и скопировать успех таких компаний крайне сложно. Люди, команды, отношения, взгляды, желания, профессионализм и амбиции становятся конкурентным преимуществом таких организаций.

Глобальная идея проекта состоит в том, что HR – это важно,  HR — это нужно,  HR – это выгодно. И есть обычные и в то же время необычные люди, которые умеют это делать. Поэтому у нас возникла идея – дать возможность специалистам  в сфере  развития персонала лично рассказать о своих наработках, подходах и решениях.  Рассказать в формате интервью, рассуждения или описания своей работы.

Как известно, есть большая разница между желанием и действием. Еще большая пропасть отделяет правильные теоретические концепции от  успешной реализации. Акцент на работающих управленческих процедурах позволит нам увидеть, какие инструменты можно использовать в своей компании  и о каких бизнес процессах надо думать. А может быть, возникнет и такая мысль: «Что же я сижу – во всех компаниях уже есть такие программы»? Именно такая мысль часто становится началом больших неотвратимых изменений.

Мы  хотим, чтобы в нашем проекте о своем опыте, о своих подходах рассказывали специалисты, которые:

  • Реализуют последовательные системные решения в сфере управления человеческим капиталом.
  • Меняют атмосферу в компании.
  • Реализуют интересные нестандартные творческие практики, которые являются наиболее коротким путем к решению бизнес – задач.
  • Выступают действительными, а не мнимыми бизнес–партнерами, а именно: отвечают за достижение целей организации

Наш проект – интервью с интересными творческими профессиональными HR-специалистами.  Если у вас есть  программы, технологии, практики, которые вы реализуете в своей компании и о которых хотели рассказать – присоединяйтесь!

 

comments powered by HyperComments